воскресенье, 1 мая 2011 г.

Вальпургиева ночь, Белтейн...



Изображение - savepic.org — сервис хранения изображений



Канун Мая прослеживается у всех индоевропейских народов. Ночь с 30 апреля на 1 мая имеет особое ритуальное значение во многих культурах. Например - обычаи обмениваться крашеныи яйцами, изготовлять ритуальный хлеб и другую еду отошли из язычества к Пасхе. ...
Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны — на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой "шабаш". 


Поверье это, выведенное также Гёте в 1-ой части "Фауста", сложилось около конца VIII столетия, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник), то старые женщины и вообще все те, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающим образом, т. е. песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. 

Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти святой Вальпургии, сестры святого Вилибальда, канонизованной в 778 г....
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1890—1907)

Рубенс. Святой Аманд и святая Вальпургия. Алтарь собора в Антверпене. 1610

Святая Вальпургия (Вальбурга, Вальбур, Фальбур и т.д.) – реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, тоже были канонизированы....



Святая Вальпургия – реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. 
В 748-м дядя Вальпургии, Бонифаций , решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальпургию, дождавшуюся свободы. 
Корабль, по преданию, отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе – и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальпургию встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм). 
Впоследствии Вальпургия стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальпургия 25 февраля 777 г. Всё бы ничего и почитали бы Вальпургию как «обычную» святую, но… 
Прошло больше 100 лет, чудеса монахини стали подзабываться. Новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и тут-то и произошло то, что за святыми не числилось - ночью ее грозная тень явилась епископу, напугав его до полусмерти. 
Вскоре - а именно 1 мая - останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам и весям Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день св. Вальпургии – первое мая. 
Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о её личности. После этого сплелись воедино языческие и христианские мотивы, и имя праведницы получил главный праздник нечисти.



Упоминания и изображения в культуре - (Из Википедии)
«Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте.
Балет «Вальпургиева ночь» — Шарль Гуно в опере «Фауст» создал необыкновенно яркую по музыкальному языку, колоритную хореографическую картину «Вальпургиева ночь», которая на многих балетных сценах мира обрела самостоятельную жизнь как одноактный балет.
Сцены в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Центральный эпизод менипповой сатиры Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и телефильм «Чародеи».
Повесть «Вальпургиева ночь» Густава Майринка.
«Туманы Авалона», роман Брэдли Марион Зиммер (1983) — праздник Белтейн.
«Ведьмак» Анджея Сапковского - праздник Беллетейн
События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме» происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связанны с ней непосредственно.
Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
Песня "Вульпургиева ночь" группы "Сектор Газа" из альбома "Наркологический университет миллионов"
В аниме «Черная Библия» основные события связаны с жертвоприношением в Вальпургиеву ночь.
Альбом «Walpurgisnacht» американской металлик хардкор группы Integrity.
В книге "Маленькая Баба-Яга" писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, т.к. она ещё не доросла "для танцев"
Венедикт Ерофеев, пьеса в пяти актах "Вальпургиева ночь, или "Шаги командора"
В Аниме "Предательство знает мое имя" начало событий происходит в Вальпургиеву ночь
Песня "Die Walpurgisnacht" группы Schandmaul из альбома Narrenkönig (2002)
Тед Уильямс в книге "Трон из костей дракона" называет ночь с 30 апреля на 1 мая "Ночь Камней", но приписывает ей тот же суеверный страх
В Аниме "Волшебная девочка Мадока Магика" начало событий происходит в Вальпургиеву ночь
Роман Г. Майринка "Вальпургиева ночь"



Johannes Praetorius - Blockes-Berges Verrichtung 1668

Германия, Бургграфенбург, 
Вид на крепость. Слева - Круглая Башня, справа - Капелла Святой Вальпургии 
Автор снимка - Александр Соснин

Церковь Святой Вальпургии, Бельгия.
Снимок - из интернета


В Финляндии Первомай, или Ваппу (Vappu), - веселый и шумный праздник студентов. Его название происходит от имени католической святой Вальпургии, день памяти которой приходится на 1 мая.
Народные гулянья по всей Финляндии начинаются накануне, 30 апреля. Повсюду воздушные шары, флаги, музыка. На рынках продаются сувениры, цветы, свистки, шарики и карнавальные маски для детей и взрослых. Студенты - и нынешние, и закончившие учебу много лет назад, - надевают белые фуражки. На Торговой площади в Хельсинки в 18.00 собираются тысячи людей. С 1978 года было строго установлено, что эта своеобразная церемония должна происходить ровно в 18.00.

Снимки - из интернета



По традиции, которая родилась в 1930-е годы, выпускники вузов надевают студенческую фуражку на голову бронзовой морской красавице Хавис Аманде. Название фонтана - «Хавис Аманда» по-шведски означает «Морская нимфа». Эту изящную бронзовую фигурку нимфы жители Хельсинки также называют «Манта». Площадь заполняется многократным «Ура!», звенят бокалы с шампанским. Праздник продолжается до глубокой ночи.
Первого мая на холме Обсерватории, в столичном парке Kaivopuisto, поднимается государственный флаг. Все отправляются на пикники или заказывают столики в кафе. Традиционное первомайское угощение - «хворост» (tippaleipa), он подается с домашним медом (sima). 1 мая - официальный выходной. 


Michael Whelan



Белтейн - праздник весны и огня.

Бе́лтейн, Белтайн, также Белтане или Бялтане, др.-ирл. Bel(l)taine, ирл. Bealtaine (/bʲaltənʲə/), гэльск. Bealltainn, англ. Beltane — кельтский праздник начала лета, традиционно отмечаемый 1 мая. Также название месяца май в ирландском, шотландском и других гэльских языках. Часто Белтейн называют праздником костров, поскольку он посвящен Огню.
Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящен богу солнца и плодородия Беленусу, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы. Существовало поверье, что в дни праздника его можно увидеть спустившимся на землю. Согласно Книге захватов Ирландии, в этот день умер Партолон. Считалось также, что племена богини Дану прибыли в Ирландию именно во время этого праздника.
В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и днем святой Вальпургии.
В древнеирландском языке «tene» — «огонь», корень «bel-», возможно, означает «сияющий» и связан с именами кельтских богов Белена (Бела) и Белисамы, и таким образом, название праздника можно перевести, как «сияющий огонь», или «Огонь Бела». Другая гипотеза связывает название Beltaine с др.-ирл. at-bail «умирает»; это предположение не исключает связи Белтане и Белена.
В разных странах название произносится по-разному. В древнеирландском языке оно произносилось, как «Белтане». В Ирландии как в английском, так и в ирландском языке произносится как «Bealtaine» (Бьялтана) и обозначает как праздник, так и месяц май. В шотландском (гэльском) языке праздник — и месяц май — называются Bealltainn (произносится как «Бьялтинн». В Англии и США название пишется как Beltane, произносится как «белтейн».



Праздник считается преимущественно ирландским и шотландским. Отмечался начиная с раннего Средневековья в Ирландии, Шотландии, реже в Уэльсе и Англии. В Уэльсе и многих других странах, населённых кельтами, праздник также существовал, но слово Bealtaine было неизвестно, и праздник назывался Галан-Май. В древней Ирландии главные празднества проходили в центре страны на холме Уснех (Uisneach, в нынешнем графстве Уэстмит).

Джон Хоув - Кельтские мифы


Белтейн приходится на самый пик весны и является одновременно символом наступающего лета. Как и другие кельтские праздники, Белтейн имеет свои символы. Так, если символами Дня Весеннего Равноденствия являлись молодые побеги и ростки, для Белтейна символы – цветы. В этот период все цветет, деревья покрыты молодой зеленью – природа открывает себя во всей красе. Поэтому Белтейн традиционно отмечался в лесу, под сенью зеленых деревьев. 


Соединение двух частей для получения третьей – вот основная идея Белтейна. Поэтому на этот праздник принято плести венки: женщины обычно носят венки из весенних цветов, а мужчины – из зеленых листьев. В этот день люди посыпают пороги домов и подоконники лепестками примулы или украшают их зелеными ветками, для того, чтобы эльфы и феи не могли проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить фей, а не оскорбить их. (Они не терпят стали и железа). Никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник.
В вечер Белтейна кельты разжигали два больших костра – Огни Бела – из девяти священных деревьев. Огни Бела были священными, они призывали Бела (Бога Солнца) благословить народ. Между кострами прогоняли стада для очищения, защиты и увеличения плодовитости перед тем, как они отправятся на летние пастбища. Разжиганием костров отмечали возвращение жизни и плодородия земли. Пеплом от костров обтирали лица и разбрасывали по полям. Огонь в домашних очагах тушили и заново разжигали от костров Бела. Традиционно костер выкладывается из девяти пород деревьев, в крайнем случае, костер, собранный из одного вида дерева, пополняется ветками еще восьми. Породы могут быть следующими: береза (Богиня, природа), дуб (символ Бога огня Бела), ель (рождение), ива (смерть), рябина (волшебство), яблоня (любовь), орешник (мудрость), боярышник (чистота, так же символ мая), сосна (темный Бог). Если праздник отмечается в помещении, то 9 маленьких щепочек от девяти пород деревьев сжигают в котле. Прыгая через горящий костер, люди, таким образом, сжигали свое прошлое, - это своеобразный очищающий ритуал. Горящая свеча зеленого цвета может олицетворять собой очищающее пламя традиционного костра Белтейна.
Кельты вешали на дверь Майский Сук и сажали во дворе Майский Куст из ветвей рябины, который украшали наподобие современной новогодней ёлки. В древности эти праздничные ритуалы были связаны с обрядами друидов для защиты от злых духов, но со временем утратили смысловую нагрузку. В странах и регионах, где часть населения составляют потомки кельтов праздник отмечается до сих пор, особенно в сельских районах. В Саксонии парни для увеличения плодородия скатывали горящие колеса с холмов в поля.
На Белтейн с надлежащими церемониями принято устанавливать Майский Шест, вокруг которого водят хороводы. Обычно изготавливают из ели, очищенной от ветвей. К верхушке шеста крепятся разноцветные ленты.Майский шест ( ель, у которой срублены все ветви ) один из главных атрибутов празднования Белтейна. Длинный шест украшали разноцветными лентами, листьями, цветами и венками. Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки – против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом для возвращения плодородия земли. Это был магичекий эксперимент проведения энергии: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы.





В вечер Белтейна парни вешали сучья и ветви на окна и двери девушек, которые им нравились. На рассвете пары отправлялись в лес с гирляндами и ветвями деревьев. Время Белтейна означало хэндфастинг (свадьбу) Богини и Бога, пробуждение плодородия земли. Это союз между Великой Матерью и ее Супругом, их союз приносит новую жизнь на земле. Многие молодые пары в ночь Белтейна уединялись в лесу и приносили друг другу клятвы любви и верности. На духовном уровне, это единство божественной мужественности и божественной женственности, которое порождает третье – сознание. На физическом уровне, это союз земли и солнца, с которого начинается рост урожая.
Вода другой важный элемент праздника. Считалось, что если перед рассветом в Белтейн омыть лицо росой – цвести весь год. С майской росой приобретаешь здоровье и счастье. Другой народный обычай – испить воды из колодца перед рассветом для укрепления здоровья и к удаче.



Главный цвет Белтейна зелёный. Зелёный – цвет природы, изобилия, полноты урожая, плодородия, и удачи.Так, например, согласно кельтской мифологии, одежды зеленого цвета могли носить только феи и эльфы, поэтому, чтобы их не оскорбить, простому смертному нельзя было надевать одежды зеленых цветов. 


Белый – ещё один цвет, который используется; белый приносит энергию очищения, мир, символизирует духовную силу. Другой цвет – красный, который несёт качественную энергию, силу, сексуальность, здоровье, потребление и сохранение. Солнечную энергию, силу жизни и счастья приносит в Белтейн жёлтый цвет. Голубой и пурпурный – расширение, удачу, магию, духовную власть и успех; розовый – энергию Венеры. Белтейн богат разными цветами, сверканием глаз и приподнятым духом, потому что уныние зимы осталось в прошлом.



Картина «Майский день» (May Day, Бельтайн), художник Джозеф Ноллекенс (1737–1823)

helena nelson reed

Снимки из интернета







ДРЕВНИЕ ПРИМЕТЫ ПЕРВОМАЯ - 

Многие народные поверья сохранились и до наших дней, утратив первоначальный смысл, они превратились в приметы.

Девушки, которые умоются первой утренней росой, будут здоровы и красивы.

Принято посыпать пороги и подоконники лепестками и листьями примулы ( в разных культурах - разные и цветы, растения... ) для защиты от смерти, черной силы и прочего.

Нельзя рвать боярышник в этот день, иначе накликаешь беду или потеряешь любовь. А в некоторых странах наоборот, боярышником украшают вход в дом.

Нельзя на 1 мая никому давать в долг и отдавать свое имущество.

Люди дарят друг другу цветы, как символ плодородия, и стараются принести в дом ветвь с распускающимися листочками.

Обычаи обмениваться крашеными яйцами, изготовлять ритуальный хлеб и другую еду отошли к Пасхе. 
................................................................


НУ... ПРО ПАСХУ И ДРЕВНИЕ КОРНИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СЛАВЯНСКИЕ Я УЖ ГОВОРИЛА...
ТАК ЧТО - ВСЁ НАМНОГО ПРОЩЕ И НАМНОГО СЛОЖНЕЕ...
ОБЫЧАИ СТАЩИЛИ, ПЕРЕИНАЧИЛИ, ПЕРЕПИСАЛИ...
ВЕДУНИЙ И ЗНАХАРЕЙ - СОЖГЛИ, КАК И ВЕРУ ПРАЩУРОВ...
И ЧТО МЫ ИМЕЕМ В СУХОМ ОСТАТКЕ, КАК ГРИТЦО?
А НИЧЕГО ХОРОШЕГО - НА ПОВЕРХНОСТИ - ГАДОСТЬ И МРАК, ТАК КАК ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ КРАСИВО - МЫ ПОКЛОНЯЕМСЯ И ИЗУЧАЕМ, ШТУДИРУЕМ - ВЕТХИЕ ЗАВЕТЫ - НЕ НАШИХ ПРАВИТЕЛЕЙ, НАРОДОВ... НЕ НАШУ ИСТОРИЮ И НЕ НАШУ КУЛЬТУРУ...
А ВОТ НАШУ НАМ ТЕПЕРЬ И НЕ СЫСКАТЬ... ДА И НЕ НАДО НИКОМУ...
ВЕДЬ ТАК ПРОСТО - ВЫКРАСИТЬ ЯЙЦА НА ПАСХУ, ТАК ПРОСТО - ИДТИ В ЦЕРКОВЬ - КАК ВСЕ...СВЯТИТЬ КУЛИЧИ, БЫТЬ КАК ВСЕ - ЭТО ТАК ПРОСТО, ВЕДЬ ТАК ДЕЛАЮТ ВСЕ....
И МЫ МОЛИМ, МОЛИМ, ПРОСИМ, ПРОСИМ....
НУ КАК ДЕТИ, ЧЕССЛОВО...
ПРИДУРКИ МЫ - НИ ШИША НЕ ПОМНИМ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ, НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕМ...
ТОЛЬКО И УМЕЕМ СТАДОМ ХОДИТЬ...
УНЫЛО...
НЕ НА КОГО И ПЕНЯТЬ - РАЗ СВОЁ ПОТЕРЯЛИ И ПОХЕРИЛИ...



Комментариев нет:

Отправить комментарий